ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ПЕРЕШИВАЛОВОЙ СВЕТЛАНЫ ВИКТОРОВНЫ - ВОСПИТАТЕЛЯ МДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 167»
НОД по познавательному развитию «Мир предметов» для детей старшего дошкольного возрастаЦели: 1. Выявление качеств и свойств дерева и металла через опытно – экспериментальную деятельность. 2. Активизация в речи названий предметов, материалов, из которых они изготовлены, их свойств: деревянный, металлический, тонет, плавает, и т. д. 3. Побуждение детей включаться в совместную со взрослым игровую ситуацию. Задачи: 1. Углубить представления детей о свойствах таких материалов, как металл и дерево. 2. Учить применять разнообразные способы обследования предметов. 3. Развивать у детей способность мыслить самостоятельно, умение анализировать, обобщать и сравнивать, слуховую память путем нахождения звуков разной высоты. 4. Воспитывать интерес, инициативу, любознательность, самостоятельность, умение действовать сообща. Материал, оборудование: коробка с карандашом и гвоздём, карточки для игры «Из чего сделано?», на каждого ребё нка: тарелочка, деревянный брусок, металлическая ложка, спички, скрепки, магнит, гвоздики, дневник наблюдений. На стол: ёмкость с водой, салфетки. Иллюстрации кузницы, сталеплавильного цеха, горящих дров. 2 корзинки, «Волшебный мешочек» с предметами, сделанными из разных материалов. Коробка с разнообразными деталями и магниты. СОДЕРЖАНИЕ НОД: I. Вводная часть (мотивация). Ребята, сегодня утром я нашла в группе вот эту коробочку. Как вы думаете, что в ней? А вот и записка, наверное, это подсказка. Надо отгадать загадки, и мы узнаем, что в ней лежит. Любим нос везде совать, И чертить, и рисовать. Все раскрашиваем сами Разноцветными носами. (Карандаш) Металлический Антошка На очень тонкой ножке, По головке постучишь Что-нибудь да смастеришь. Весь я сделан из железа, У меня ни ног, ни рук. Я по шляпку в доску влезу, А по мне все стук да стук. (Гвоздь) Молодцы, ребята, загадки отгадали. Вот они. Знакомьтесь, это Карандаш, а это Гвоздик Карандаш с Гвоздиком были большими друзьями, но однажды поссорились. Карандаш говорит: Я самый главный, вон, сколько нужных вещей делают из дерева! А Гвоздик: Нет, я главней, из металла гораздо больше нужных вещей делают! - Ребята, давайте поможем друзьям решить, кто из них важнее! Закройте глаза и скажите: вокруг себя я обернусь и в научной лаборатории окажусь! Правила поведения в лаборатории такие: 1. Не толкаться 2. Не мешать друг другу 3. Сначала выслушать, потом сделать 4. Сделал- убрал на место. II (Дети проходят к столу №1) 1. Дидактическая игра «Из чего сделано» - Посмотрите, на столе разложены картинки, на которых изображены предметы, сделанные из разных материалов. Выберите картинки, которые похожи на материал Карандаша, и на материал Гвоздика, и разложите их к нашим героям. - Назовите, какие предметы делают из дерева? (Стол, стул, кровать, диван, дверь). - Значит они какие? (деревянные) - Какие предметы делают из металла. (Ложка, вилка, кастрюля, плита) -Значит они какие? (металлические) - Какой вывод можно сделать? Как вы думаете, кто прав — гвоздь или карандаш? Вывод: И из дерева, и из металла делают очень много нужных предметов. - Гвоздик и Карандаш, вы оба правы! 2. Сравнение дерева и металла. Но Гвоздь все не унимается: «Я красивее! И у металла поверхность гладкая, и на солнышке блестит!» - Карандаш, не обижайся. Ребята, давайте узнаем, чем предметы из дерева отличаются от предметов, сделанных из металла? (дети садятся за столы) - Возьмите металлическую ложку и деревянный брусок. - Отличаются ли они? Чем? - Какие они на ощупь? - Какая поверхность у металлической ложки? (гладкая, блестящая) - А какая у деревянного бруска? (бывает и шероховатой, шершавой, бывает гладкой, не блестит) Отметим это наблюдение в дневнике. Поставим плюс в соответствующей графе. - Теперь приложите к одной щеке брусок, а к другой ложку. - Что вы чувствуете? (Ложка – холодная. Брусок – теплый) - Какой вывод можно сделать? (металл – холодный, а дерево – теплое) (Ставим плюсы) 3. А как вы думаете, почему одни предметы делают только из дерева, а другие только из металла? Хотите узнать? - Карандашик и Гвоздик опять спорят: - «Моя песенка громче!», - говорит Гвоздик. - «Нет, моя!». - Друзья, давайте вместе это решим? Нам необходимо определить, какой звук у деревянных предметов, а какой - у металлических. Возьмите два металлических предмета и постучите ими друг о друга, какой вы слышите звук? (Звонкий, громкий). - Значит песенка какая? (Звонкая, громкая). А теперь проверим то же самое с деревянными предметами, какой звук слышится? (глухой, тихий). - А сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай, на чем играю!» Перед вами разложены музыкальные инструменты, давайте вспомним, как они называются: металлофон, трещотка, треугольник, ложки, бубен. - Ваша задача, с закрытыми глазами определить, на каком музыкальном инструменте я играла! Приготовились слушать внимательно и не подсматривайте. - На каком инструменте я играла, из какого материала он сделан? (дерево – металл) - Чья же песенка оказалась громче? - А чья – тише? Вывод: если нужен звонкий, громкий звук, то музыкальные инструменты делают из металла, а если более тихий – из дерева. (отмечаем в дневнике) 4. Карандаш говорит: «Ну и что, что я не звонкий, зато плаваю хорошо!» А Гвоздик приуныл. Как вы думаете почему? - Давайте проведём эксперимент. На столе вы видите ёмкость с водой, давайте возьмем деревянный брусок и опустим его в воду, что мы видим? (деревянные предметы не тонут (легкие). А теперь опустим в воду металлическую ложку, что с ней произошло? (утонула, тяжелая) Какой можно сделать вывод? Что дерево легче, чем металл и имеет свойство плавучести. -Как же тогда корабли, сделанные из металлических пластин на воде держатся? Они имеют специальную конструкцию, которая позволяет им, не смотря на тяжесть, не тонуть, а держаться на воде. 5.- А ещё, я в огне горю, - говорит Карандаш, - А гвоздик – нет! Да, ребята, дерево горит, выделяет тепло. Где это свойство дерева используют люди? (топят печи) - Я тоже хорошо нагреваюсь, и по мне легко ток проходит!-говорит Гвоздик. Это верно, железо может только плавиться. Если его нагреть, оно становится мягким. С таким мягким железом работают кузнецы. Они куют его, придавая железному бруску нужную форму. А если железо разогреть очень сильно, то оно становится жидким. Тогда его заливают в специальную форму и охлаждают. И получаются разные предметы и детали. (Отмечаем плюсом в соответствующей графе) Физ. минутка «Кузнец» «Эй, кузнец – молодец, (развести руки в стороны, потом на пояс) Захромал мой жеребец. (притопы ногами) Ты подкуй его опять. (наклоны к носкам) От чего ж не подковать. (наклоны к носкам) Вот гвоздь, вот подкова – (руки в стороны) Раз, два и готово. (два хлопка в ладоши) 6. Хотите поиграть в «Волшебный мешочек»? Вы, по очереди, не глядя, будете опускать руку в мешочек, брать предмет и говорить, из какого материала он сделан, а потом мы вместе проверим ваше предположение. Вопросы и предполагаемые ответы : -Из какого материала сделан предмет (дерево – металл) -Какой он на ощупь (теплый – холодный, гладкий – шероховатый, легкий - тяжелый) - Что это за предмет? - Предлагаю вам разложить ваши предметы в две корзины, в одну предметы из дерева, в другую – из металла. (лишние предметы кладут рядом). В первую корзину вы положили все предметы из дерева, значит какие они? (деревянные, а в другую все предметы из металла, какие они? (металлические). 7. «Дорогой Карандаш, я хочу познакомить тебя с моим другом – Магнитиком», - сказал Гвоздик, - он всегда помогает мне навести порядок. Хоть я вовсе не планета, У меня есть полюса. Рук и ног в помине нету, Но хватать могу я сам. Гвозди, ножницы, кастрюли, Винтики, булавки, пули – Всё железное манит, Тянет на себя… (магнит) Что такое магнит? Это металл, который имеет свойство притягивать некоторые предметы. Вот мы сейчас и проверим, с какими материалами дружит магнит, а с какими нет. Возьмите деревянные предметы (спички) и приложите к ним магнит. Что мы видим? (магнит не присоединился к дереву, т. е. не притягивается). А теперь возьмите металлические предметы (скрепки) и приложите магниты к ним. Что произошло? (магнит присоединился, потому что частицы металла притягиваются к частицам магнита, магнит служит нам помощником при работе с металлическими предметами). (Ставим плюсы) 8. Ребята, я наводила порядок в кладовке и нашла там коробку с предметами из разных материалов, да ещё и под слоем какой-то крупы. Мне нужно достать из неё металлические детали. Но как это сделать быстро, не копаясь в крупе? 9. И ещё один опыт, проверим, что прочнее, дерево или металл? Попробуйте сломать спичку. А гвоздик у вас получится сломать? Вывод. Металл прочный, а дерево хрупкое. III. Итог. - Назовите какие свойства дерева или металла вы сегодня узнали. ( Дерево: шершавое и гладкое, твёрдое, легкое, теплое, мягкое, не тонет, горит, имеет глухой звук. Металл: гладкий, блестящий, звонкий, тяжелый, холодный, прочный, твердый, притягивается магнитом, проводит ток и легко нагревается). Гвоздь и Карандаш: «Спасибо вам, ребята, за то, что вы нас помирили, рассказали и показали много интересного. И хотим, чтобы вы не забывали о свойствах дерева и металла и применяли их в жизни. Все материалы важны и нужны в жизни человека. 9 апреля 2023 в 16:50
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.